Стол-дискуссия «Роль СО НКО в развитии территорий»
Член партнерства «Юристы за гражданское общество» Елена Макей приняла участие в круглом столе-дискуссии «Роль СО НКО в развитии территорий», состоявшемся в рамках тренинга «Стратегии привлечения ресурсов». Организаторы мероприятия: Свердловская областная организация Российского Союза Молодёжи при поддержке Министерства социальной политики Свердловской области и Общественной палаты Свердловской области. Ведущая круглого стола Вера Барова, исполнительный директор Благотворительного фонда развития города Тюмени, реализующего Программу «Межрегиональный ресурсный центр для социально ориентированных НКО» в рамках соглашения с Министерством экономического развития РФ, рассказала о результатах реализации Программы в 2013 году и планах на 2014-2015 годы.
Более 30 представителей НКО (молодежных, детских, ветеранских) из различных городов Свердловской области, ресурсного центра для СО НКО, учреждений дополнительного образования, центров по работе с молодежью, а также специалисты Министерства социальной политики Свердловской области-уполномоченного исполнительного органа государственной власти Свердловской области в сфере предоставления государственной поддержки НКО обсуждали вопросы:
- что необходимо сделать в регионе для укрепления роли СО НКО в развитии территорий, для действенной поддержки некоммерческого сектора?
- как НКО оценивают существующие Закон, Программу поддержки СО НКО Свердловской области?
- расширение участия негосударственного сектора экономики в оказании социальных услуг;
- проект «дорожной карты» «Поддержка доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере».
Представителями НКО было поднята проблема доступности информации и методической помощи для создания равных условий к господдержке. В более отдаленных территориях о возможностях господдержки многие знают, но не так просто воспользоваться. В связи с чем было высказано предложение создать в центрах муниципальных образований или управленческих округах филиалы ресурсного центра для СО НКО по аналогии с центрами поддержки малого бизнеса либо вменить в обязанности специалистов отделов по работе с общественными организациями и молодежью, юридических отделов, финансово-бюджетных отделов администраций МО консультировать СО НКО по правовым и финансовым вопросам при подготовке и ведении проектов, которые субсидированы. С сожалением констатирован факт отсутствия программ поддержки СО НКО в МО, которые являются дотационными территориями, поэтому необходимы региональные программы с выделением направления развития и поддержки СО НКО в малых городах и поселках.
Поддержка со стороны бизнеса не так значительна, как хотелось бы и НКО, и органам власти и существует только на тех территориях, где работает крупный бизнес как градообразующий. Бизнес поддерживает социальные проекты в области детства, семьи, патриотические, по краеведению и развитию местного сообщества.
Закон Свердловской области от 27.01.2012 N 4-ОЗ "О государственной поддержке некоммерческих организаций в Свердловской области", определяющий основные меры господдержки НКО, оценивается положительно, однако в целом, считают НКО — получатели поддержки, механизм оценки проектной деятельности со стороны государства не устоялся, операторы субсидий используют формальный подход при определении размера, порядка подачи документов и отчетности без учета и особенностей деятельности получателя поддержки. Отчетливо заметен уклон на финансирование мероприятий, а не институциональную поддержку и развитие сектора.
Представители Минсоцполитики парировали: унифицированный поход, выработка единых стандартов дает возможность сделать и конкурс и отчетность прозрачным. НКО, прежде чем направлять документы на конкурс, рекомендуется НКО изучить нормативно-правовую базу, для чего есть возможность пользоваться электронными базами ресурсного центра НКО и сайтами органов власти.
В настоящие время расширяется участие НКО в оказании социальных услуг населению. ФЗ от 28 декабря 2013 г. №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», который вступит в силу с 1 января 2015 года, дает право третьему сектору получать соцзаказ (госзадание) на оказание определенных видов услуг населению. Но НКО необходимо будет выполнять и условия работы на рынке услуг: пройти сертификацию, соответствовать отраслевым стандартам деятельности и др. Возникает ряд практических вопросов: при наличии в законе положения об обучении сотрудников поставщиков социальных услуг, то есть СО НКО, кто должен проводить обучение?
Сложно получить заказ на госзакупки, несмотря на преимущества, установленные ФЗ от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Законом предусмотрены правила, которых многие НКО не готовы выполнить, так как необходимо привлечь для подготовки документации квалифицированных сотрудников. Необходимо обучение сотрудников НКО и по столь сложным вопросам.
На повышение уровня квалификации сотрудников СО НКО для более эффективного участия и в соцзаказе и в закупках не выделено бюджетное финансирование. Возможно ли привлечь ресурс из областного бюджета для реализации совместных программ обучения сотрудников СО НКО и госслужащих, пока не известно.
Вера Барова также отметила: идет крен НКО в сторону сектора услуг. К этому явно подталкивает государство, но целями и задачами сектора не является лишь обслуживание граждан в социальной сфере. Влиять на решение власти в рамках действующих консультативных общественных советов необходимо, чтобы сохранить все направления развития сектора. И, очевидно, социальное партнерство невозможно без участия власти и бизнеса, которые во многом формируют повестку для развития СО НКО.
Во второй части круглого стола Светлана Дремлюга, руководитель грантового отдела БФРГТ, программный координатор МРЦ для СО НКО, рассказала об итогах социологического исследования «Состояние и проблемы развития СО НКО Уральского федерального округа». Некоторые выводы:
- количество НКО по-прежнему является важным показателем при определении эффективности деятельности региона в официальных отчетах, поэтому власть заинтересована в количестве НКО;
- ослабевает взаимодействие не только между НКО и властью, но и между НКО;
- уменьшилось количество НКО в правозащитной и экологической сфере.