> Слушания по проекту закона «О волонтерстве (добровольчестве»)

Слушания по проекту закона «О волонтерстве (добровольчестве»)

В Общественной палате состоялись слушания по проекту закона «О волонтерстве (добровольчестве»). Инициаторы документа — члены Совета Федерации — рассказали представителям волонтерских движений, общественных организаций о причинах появления такого закона и о том, что именно он должен изменить.

Представители НКО высказали свою удивительно единодушную точку зрения на содержание законопроекта и идеи, в него заложенные.Сенатор Валерий Рязанский сообщил, что текст документа был разослан по регионам и обсуждался в местных органах власти, работающих с добровольцами. Из регионов пришел однозначный ответ: закон необходим.

«Есть потребность в правовом регулировании. Понятия волонтер вошло в нашу повседневную жизнь, и его необходимо закрепить в законодательстве. Подобный опыт есть в европейских странах: где-то он мягкий, где-то жесткий. Мы же пошли по максимально лояльному пути, не прибегая к излишнему госрегулированию. Наша цель состоит в том, чтобы региональные власти имели возможность помогать волонтерам финансово, организационно. Кроме того, в нынешнем законодательстве есть проблемы: некоторые моменты добровольческой деятельности могут подпадать под действие Трудового кодекса. Если речь идет об участии добровольцев во время ЧС, то необходимо страхование жизни, здоровья. Нужен базовый закон, и основная масса региона поддерживает идею его принятия», — заявил сенатор.
 
Ведущая слушания член ОП председатель Совета НП «Юристы за гражданское общество»  Дарья Милославская подчеркнула, что «основания для добровольческой деятельности содержатся в законе о благотворительной деятельности и законе о некоммерческих организациях».
 
«Но авторы законопроекта (члены комитета по социальной политике Совета Федерации) посчитали, что этого недостаточно и предложили вариант отдельного закона. Законопроект вызвал живое обсуждение в обществе. По мнению представителей многих волонтерских организаций, основные проблемы в сфере добровольчества он не решает», - заявила Милославская.
 
Член ОП Елена Тополева рассказала о том, что еще 3 года назад сама выступала в поддержку принятия закона о волонтерстве.
 
«3 года назад мне казалось, что такой документ нужен, сейчас я считаю иначе. Есть некое несовершенство законодательства, неразбериха с понятийным аппаратом. По прошествии времени, особенно после того, как волонтеры проявили себя во время чрезвычайных ситуаций, стало понятно, что добровольчество очень сильно. Минувшим летом в обществе появилась информация о возможном появлении закона, хотя на самом деле это была концепция. И я видела, как волонтеры испугались. Это очень чувствительная сфера. Здесь правит не закон, а желание человека делать добро. У меня сейчас большая тревога, что те ростки человеческой активности могут исчезнуть с принятием закона. Безусловно, в момент ЧС необходимо координировать действия добровольцев, но для этого не нужно принимать отдельный закон. Вполне достаточно методических рекомендаций МЧС, к примеру», — заявила она.
 
Член ОП Наталья Данилина считает, что «закон не столько опасен, сколько бесполезен». «Он заведомо не будет работать. И дело здесь не только в хрупкой связи между государством и обществом. Глупо принимать закон с тем, чтобы закрепить в обществе слово «доброволец», — заявила член ОП.
 
Вице-спикер Госдумы Сергей Железняк подчеркнул, что «ни одна поправка, которая нарушает интересы волонтерского движения, не должна рассматриваться и приниматься во внимание».
 
«Надо изначально вести речь не о регулировании, а о мерах поддержки волонтерского движения. Принимать нужно только поправки, которые в интересах самих волонтеров. Регламентировать отношения в этой сфере нужно только в двух случаях. Первый — когда речь идет об опасных работах, связанных с риском для жизни волонтеров и людей, которым они помогают. Прежде всего, это деятельность в зонах чрезвычайных ситуаций и в сфере здравоохранения. Второй — в случае получения финансирования со стороны государства или муниципалитета. В остальном ограничений и жестких правил не должно быть. Я считаю, что волонтерство — изначально добрая воля человека любого возраста, национальности, вероисповедания и квалификации. Каждый сможет найти для себя пространство, где он может быть полезен», — заявил Железняк.
 
Авторы законопроекта настаивают на том, что документ даст возможности для партнерства добровольческих групп с органами власти. Глава Ассоциации некоммерческих организаций «Союз волонтерских организаций и движений» Владимир Хромов считает, что никакой закон не сможет решить этот вопрос.
 
«Партнерского взаимодействия власти и добровольцев нет и закон здесь не поможет. Нельзя насильно женить. Для того, чтобы появилось взаимодействие между властью и НКО должна быть единая площадка для общение. И партнерство должно быть честным и открытым», — считает Хромов.
 
Он также заявил, что закон пытается объединить разные ответвления волонтерства: экологическое, спортивное, поиск детей, тушение пожаров.
 
«Невозможно объединить их в один закон, не затронув чьи-то интересы. Необходимы поправки в действующее законодательство. И только через некоторое время можно будет вернуться к идее принятия базового закона. Но только не в том варианте, в котором он сейчас предлагается», — считает эксперт.
 
«Каким образом проводился опрос в регионах? Мы не слышали ни от одной крупной волонтерской организации из регионов о разработанном законопроекте. Здесь есть еще один момент: необходимо понять, что госволонтерство (организации, созданные органами власти) и независимое добровольчество находятся в разных плоскостях. Волонтеры, которые будут работать в период сочинской Олимпиады — отдельная категория. Нельзя их сравнивать с независимыми добровольцами», — заявила президент Благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елена Альшанская.
 
Руководитель Санкт-Петербургского Городского Центра поддержки добровольческих инициатив Владимир Лукьянов напомнил участникам слушаний о том, что есть международные документы по добровольчеству, к которым ранее присоединилась и Россия, и напомнил про существование программы ООН по поддержке волонтерства.
 
Журналист, правозащитник Ирина Ясина считает, что сегодня волонтерство активизировалось, но с принятием закона ситуация может резко измениться.
 
«Люди просто дадут задний ход. Государство сегодня все, что могло зарегулировать — зарегулировало. Оставьте хоть что-то, надо дать обществу вырасти самостоятельно. Даже если закон несет в себе что-то хорошее, то реакция на него будет сугубо отрицательная», — считает Ясина.
 
Председатель Партнерства Фондов Местных Сообществ Борис Цирульников считает, что господдержка волонтеров породит множество псевдоорганизаций.
 
«В органы власти будут приходить люди и говорить: мы — организация волонтеров, а вы обязаны нас поддержать по закону. Начнется шантаж, будут создаваться псевдоорганизации. Нужно ли это государству?», — спросил Цирульников авторов законопроекта.
 
«Сегодня в законодательстве, действительно, есть некая разноголосица: существует закон о волонтерах Олимпиады-2014, есть нормы закона о благотворительности. И законодатели попытались навести порядок в этом направлении. С другой стороны, сам законопроект содержит в себе много непонятных формулировок. Там написано, что волонтерство предполагает оказание помощи людям. Но у нас есть организации, которые спасают животных, восстанавливают исторические памятники. Как быть с этими вещами?», — заявил председатель Центральной контрольной комиссии Российского Союза молодежи Игорь Фатов.
 
Первый заместитель руководителя Ассоциации менеджеров России Вадим Ковалев считает, что необходимо создать инфраструктуру для добровольчества.
 
«Волонтерство никто не сможет запретить, но мы должны сделать так, чтобы в него было вовлечено, как можно больше людей. В России сейчас эта цифра составляет порядка 10%, в США — 40. Кроме того, я считаю, что закон должен носить диспозитивный характер, а не императивный», — заявил он.
 
Сенатор Александр Борисов подчеркнул, что «логика закона была направлена на поддержку волонтерства. Закон не содержит ни одной запретительной меры». Тем не менее, по его мнению, базовый документ необходим.
 
Член ОП Лариса Зелькова подвела итоги слушаний.
 
«Нам представляется ненужным чрезмерное юридическое регулирование этого вопроса. Складывается ощущение, что наши законодатели считают: все, что не имеет отдельного закона, не существует. Мы предлагаем сформулировать ряд поправок в существующие законы (в частности, законы о некоммерческих организациях и о благотворительной деятельности), чтобы интегрировать в них действительно важные нормы — например, о работе добровольцев в зонах чрезвычайных ситуаций, о страховании волонтеров и некоторые другие. Заодно решив раз и навсегда вопрос взаимоотношений волонтеров и некоммерческих организаций, которые их привлекают. Хотелось бы, чтобы государство не пыталось втиснуть добровольчество в прокрустово ложе отдельного закона. Для примера: в приличном обществе принято любить и заботиться о своих родителях. А теперь представьте, что будет принят специальный закон, обязывающий граждан это делать. А тех, кто не выполнит, станут наказывать. Крайне важно, чтобы работа Государственной Думы и Совета федерации была на пользу волонтерскому движению, а не во вред ему», — заключила Зелькова.
 
По итогам слушаний Общественная палата подготовит заключение по тексту законопроекта и направит его в Совет Федерации. 
 
 
По материалам сайта Общественной палаты РФ.
Ссылка на видеозапись трансляции слушаний 


Мы стремимся сделать так, чтобы посещение нашего сайта было для Вас максимально комфортным. Для этого мы собираем и храним так называемые “файлы cookies”. Файлы cookies не собирают и не хранят никакую личную информацию о Вас.

Продолжая использовать этот сайт, Вы даете согласие на использование cookies. На данном этапе Вы можете отказаться от использования cookies, настроив необходимые параметры в своем браузере.