> «Развитие системы информирования НКО и органов власти по актуальным вопросам законодательства в сфере взаимодействия гражданского общества и власти и анализа правоприменительной практики»

«Развитие системы информирования НКО и органов власти по актуальным вопросам законодательства в сфере взаимодействия гражданского общества и власти и анализа правоприменительной практики»

В Общественной палате Свердловской области состоялось обсуждение актуальных изменений  федерального и регионального законодательства, регламентирующего взаимодействие гражданского общества и власти. Мероприятие проводилось в рамках проекта «Развитие системы информирования НКО и органов власти по актуальным вопросам законодательства в сфере взаимодействия гражданского общества и власти и анализа правоприменительной практики», поддержанного Институтом проблем гражданского общества.

Елена Макей, юрист НП «Юристы за гражданское общество» представила руководителям и специалистам НКО в виде презентации обзор нормативно-правовых актов, регулирующих взаимодействие гражданского общества и органов власти на федеральном  и региональном уровнях, принятых за последние полгода. В обсуждении приняла участие эксперт ОП РФ, к.э.н., аудитор Марина Владимировна Батурина, проводившая в Екатеринбурге по приглашению ОП СО семинар для бухгалтеров НКО.
 
Участники высказали мнение об изменениях федерального законодательства, касающихся расширения сети Общественных советов и структур, включающих представителей общественного сектора, созданных при органах государственной власти РФ. Тенденция развития площадок для диалога в целом оценена положительно, однако у представителей НКО сохраняются опасения, что в указанные структуры не будут включены независимые от органов государственной власти РФ эксперты, представители заинтересованных общественных организаций и иные лица, ведь порядок и условия включения их в состав совета утверждаются правовым актом соответствующего органа власти об образовании общественного совета.  Закрепление обязательного участия Общественной палаты РФ в формировании советов, возможно, позволит создать более действенные и работоспособные органы, но лишь при условии соблюдения механизма формирования.
 
Участники встречи отметили, что в региональном законодательстве заметны тенденции федерального законодательства:
- областной закон «Об Общественной палате Свердловской области» дополнен в том числе нормами  об избрании Совета Общественной палаты, который в дальнейшем вправе обратиться в областной исполнительный орган государственной власти Свердловской области с предложением создать общественный совет при данном органе. Порядок образования общественных советов как и в федеральном законодательстве определяется Правительством Свердловской области, а руководители органов власти обеспечивают участие членов Общественной палаты в работе соответствующих общественных советов. Представители НКО указали, что в данном случае важна независимость и компетентность членов ОП, открытость информации о деятельности советов.
- в областной закон  «Об Уполномоченном по правам ребенка в Свердловской области» введена статья о создании общественных приемных Уполномоченного по правам ребенка и назначении общественных помощников для оказания ему содействия. Положения о приемных и помощниках утверждаются Уполномоченным по правам ребенка. Общественники выразили надежду о более широком предоставлении через общественные приемные информации о  деятельности УПР и более активном взаимодействии этого органа c профильными НКО, например списки организаций, оказывающих бесплатную правовую помощь населению, оперативно не обновляются, необходимо закрепить обязанность помощников о проверке актуальности данной базы.  В ином случае невозможно говорить о взаимодействии с НКО.
 
Приведен пример успешного взаимодействия при создании в регионе дополнительного органа общественного контроля за сохранением объектов культурного наследия - «Общественный экспертный совет по культурно-историческому наследию Свердловской области», куда делегированы профессиональные архитекторы, выполняющие роль экспертов-общественников, чиновники областного Министерства по управлению государственным имуществом и Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. 
 
Помимо активизации официальных общественных советов необходим постоянный  мониторинг деятельности органов власти непосредственно НКО, инициативными блогерами и их группами. Например, до настоящего времени на сайте Министерства социальной политики  Свердловской области нет полной информации об итогах конкурса субсидий СО НКО, проведенного в 2012 году. Протоколы заседания комиссии по рассмотрению вопросов предоставления субсидий размещены в количестве 7-ми, при принятии решений по соответствующим направлениям деятельности НКО, по которым оказана господдержка, всего на 18 заседаниях.
 
Обсуждались и правовые проблемы, возникающие в деятельности НКО: чаще всего это негативные последствия проверок НКО, проводимых Минюстом и Прокуратурой. Представители многих НКО полагают, что претензии надзорных органов не обоснованы, однако не знают, как подать жалобу на их действий. Елена Макей разъяснила особенности судебного и административного порядка оспаривания актов указанных ведомств и призвала участников активнее пользоваться сайтом НП ЮГО для получения методических материалов по правовой тематике в сфере деятельности третьего сектора, а также федеральные и региональные НПА о взаимодействии гражданского общества и власти, обновление которых в разделе «Карта законодательства» производится юристами Партнерства каждые полгода. 

Мы стремимся сделать так, чтобы посещение нашего сайта было для Вас максимально комфортным. Для этого мы собираем и храним так называемые “файлы cookies”. Файлы cookies не собирают и не хранят никакую личную информацию о Вас.

Продолжая использовать этот сайт, Вы даете согласие на использование cookies. На данном этапе Вы можете отказаться от использования cookies, настроив необходимые параметры в своем браузере.