Ассоциация «Юристы за гражданское общество»
Всем некоммерческим организациям — правовая поддержка и содействие
+7 (495) 966-06-31
 
«О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования контроля деятельности структурных подразделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций»

«О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования контроля деятельности структурных подразделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций»

30 Августа 2011 Москва

По инициативе Филиала КОО «Международный центр некоммерческого права» (США) в РФ состоялся круглый стол, темой которого стало обсуждение законопроекта «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования контроля деятельности структурных подразделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций».

Присутствовавшие на круглом столе представители филиалов и представительств иностранных некоммерческих неправительственных организаций, работающих в России, в очередной раз констатируя избыточность государственного контроля за деятельностью всех некоммерческих организаций, согласны с необходимостью приведения норм закона во взаимное соответствие и уравнивания прав и обязанностей иностранных филиалов и представительств с российскими некоммерческими организациями, так как следуют нормам закона, готовы к прозрачности и подотчетности и открыто взаимодействуют с органами власти, некоммерческим сообществом.

Вместе с тем  филиалы и представительства иностранных некоммерческих неправительственных организаций полагают, что такие изменения должны происходить последовательно и  обдуманно с правовой точки зрения.

Так, законопроект предоставляет Министерству юстиции РФ  (уполномоченному органу) новые полномочия в отношении филиалов и представительств  иностранных некоммерческих неправительственных организаций:

  • проводить проверки деятельности  филиалов и представительств иностранных некоммерческих неправительственных организаций на соответствие заявленным целям и задачам и законодательству РФ,
  • запрашивать распорядительные  документы,
  • направлять своих представителей на мероприятия, проводимые филиалом или  представительством,
  • выносить предупреждения руководителям филиалов или представительств в случае выявления нарушений законодательства или совершения действий, противоречащих целям, предусмотренным учредительными документами.
В этой части законопроект уравнивает российские и иностранные некоммерческие организации в тех требованиях, которые предъявляются к организациям при проведении проверок. Авторы законопроекта прямо указывают на то, что нормы ФЗ-294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» распространяются на филиалы и представительства иностранных некоммерческих неправительственных организаций.

Однако,  несмотря на  прямое упоминание 294 федерального закона в тексте законопроекта, авторы не вносят и не планируют  соответствующих изменений в сам 294 закон, что  не влечет  автоматического распространения гарантий, предусмотренных  в 294 законе для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, на филиалы и представительства, которые юридическими лицами  не являются. Представляется необходимым внести соответствующие изменения в ФЗ 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» для того, чтобы права филиалов и представительств были также защищены указанным законом.

Кроме того, законопроект уточняет основания, по которым уполномоченный орган вправе исключить из реестра филиал  или представительство иностранной некоммерческой неправительственной организации. В частности,  филиал или представительство могут быть исключены из реестра в случае  однократного непредставления отчетности в установленный срок. Учитывая, что филиалы и представительства сдают отчетность  6 раз в год (ежеквартально, а также о планируемых программах в октябре, и о фактическом расходовании средств до 15 апреля), представляется несоразмерным наказание за данное нарушение в виде исключения из реестра, и соответственно,  прекращения деятельности филиала и представительства на территории России. В то же время, основанием для обращения в суд с заявлением о ликвидации российской некоммерческой организации, является неоднократное непредставление отчетности. В этой части было бы справедливо также уравнять права филиалов и представительств иностранных некоммерческих организаций с российскими некоммерческими организациями.

При этом если в отношении российской некоммерческой организации решение о ликвидации принимается судом, то в отношении филиала или представительства решение принимается непосредственно уполномоченным органом, а в суд можно обжаловать уже принятое решение Минюста об исключении из реестра. Полагаем правильным предусмотреть норму, обязывающую уполномоченный орган осуществлять процедуру исключения из реестра филиалов и представительств иностранных некоммерческих организаций также только по решению суда.
Считаем целесообразным внесение таких изменений в закон «О некоммерческих организациях», которые бы по всем  возможным вопросам деятельности уравняли в правах, обязанностях и гарантиях российские некоммерческие организации и филиалы  или представительства  иностранных некоммерческих неправительственных организаций.

Подписка на новости Ассоциации «Юристы за гражданское общество»
Запись на консультацию
Город:*
Специалист:*
Тема консультации:*
Дата, время*

















Также Вы можете записаться по телефонам:
+7 (495) 966-06-31 | +7 (495) 966-06-32
или по email: info@lawcs.ru
Ваши персональные данные необходимы для оформления разового пропуска на территорию после чего будут удалены.